Обзор Российской ситуации
В России давно и остро стоит вопрос перекрестного субсидирования в ценах на электроэнергию для различных категорий потребителей. В нашей стране промышленные потребители вынуждены доплачивать за население, в отличие, скажем, от Германии, где все наоборот.
Величина перекрестного субсидирования, по оценке экспертов Института системного мониторинга, в 2013 году превысила четверть триллиона рублей (здесь и далее – источник данных: WTP.Мировая база цен и тарифов, www.worldtariff.
Если пересчитать цены на электричество 2013 года, при условии, что все категории потребителей платят за электроэнергию по экономически обоснованным тарифам, то средняя по России условно рыночная цена электричества для населения должна быть выше на 60 %, в таком случае средняя цена на электроэнергию для прочих потребителей, очищенная от бремени перекрестного субсидирования, была бы ниже в среднем на 12 %. При этом существенно снизился бы тариф для прочих потребителей, потребляющих электричество на среднем и низком уровнях напряжения.
В поисках гибкого выхода из сложившийся ситуации гигантской величины перекрестного субсидирования и отсутствия возможности единовременной его ликвидации путем существенного повышения тарифов правительство обратилось к механизму социальная нормы.
Социальная норма потребления электроэнергии – это некий, установленный субъектом Российской Федерации объем потребления электричества из расчета на одного человека, зарегистрированн
Эффект от ввода социальной нормы, а именно уменьшение перекрестного субсидирования, зависит от величины социальной нормы, а также от того насколько регион решится приблизить тариф на потребление электрической энергии сверх нормы к экономически обоснованному уровню.
Сегодня социальная норма введена в шести регионах Российской Федерации: в Нижегородской области с 2004 года, во Владимирской области и Забайкальском крае с 2005 года, в Красноярском крае с 2006 года, в Орловской области с 2010 года и в Ростовской области с сентября 2013 года. Базовая социальная норма на одиноко проживающего гражданина составляет в этих регионах:
- в Нижегородской и Владимирской областях – 50 кВт.ч в месяц;
- в Забайкальском крае – 65 кВт.ч в месяц;
- в Ростовской области – 96 кВт.ч в месяц;
- в Красноярском крае – 110 кВт.ч в месяц;
- в Орловской области – 190 кВт.ч в месяц.
Как видно из приведенных выше данных, а также из Таблицы 1, единого подхода к расчету социальной нормы потребления электроэнергии и тарифов в ее пределах и сверх не выработано, так в соседних Владимирской и Нижегородской областях, регионах с самым низким уровнем социальной нормы, разница в цене на электроэнергию, потребляемую в пределах и сверх социальной нормы для одиноко проживающего гражданина менее двадцати и более семидесяти пяти процентов, соответственно.
Важно отметить, что ни в одном из перечисленных регионов средний тариф на электроэнергию по всем подкатегориям категории потребителей «Население», потребляемую сверх социальной нормы, не равен экономически обоснованному тарифу и составляет, ориентировочно, от 30 до 75 процентов от условно рыночной цены электричества для населения.
Месячный эффект от введения социальной нормы для одиноко проживающего гражданина, в зависимости от объема его потребления, представлен в Таблице 1. В результате для шести пилотных регионов он сложился в сокращение размера перекрестного субсидирования от двух до пятнадцати процентов.
Таблица 1. Месячный платеж одиноко проживающего гражданина, проживающего в квартире, оборудованной газовой электроплитой, с учетом и без учета социальной нормы
в зависимости от объема потребления (тарифы для первого полугодия 2014 года)
Объем потребления (кВт.ч / мес.)
Платеж в зависимости от объема потребления (руб./мес.) с учетом социальной нормы | Объем потребления (кВт.ч / мес.) | |||||
50 | 100 | 150 | 200 | 250 | 500 | |
Владимирская область | 167,0 | 366,5 | 566,0 | 765,5 | 965,0 | 1962,5 |
Забайкальский край | 114,0 | 280,5 | 469,5 | 658,5 | 847,5 | 1792,5 |
Красноярский край | 91,5 | 183,0 | 320,1 | 468,6 | 617,1 | 1359,6 |
Нижегородская область | 136,0 | 378,0 | 620,0 | 862,0 | 1104,0 | 2314,0 |
Орловская область | 148,0 | 296,0 | 444,0 | 599,2 | 783,4 | 1704,4 |
Ростовская область | 167,0 | 366,5 | 566,0 | 765,5 | 965,0 | 1962,5 |
Платеж в зависимости от объема потребления (руб./мес.) без учета социальной нормы | Объем потребления (кВт.ч / мес.) | |||||
50 | 100 | 150 | 200 | 250 | 500 | |
Владимирская область | 167,0 | 334,0 | 501,0 | 668,0 | 835,0 | 1670,0 |
Забайкальский край | 114,0 | 228,0 | 342,0 | 456,0 | 570,0 | 1140,0 |
Красноярский край | 91,5 | 183,0 | 274,5 | 366,0 | 457,5 | 915,0 |
Нижегородская область | 136,0 | 272,0 | 408,0 | 544,0 | 680,0 | 1360,0 |
Орловская область | 148,0 | 296,0 | 444,0 | 592,0 | 740,0 | 1480,0 |
Ростовская область | 167,0 | 334,0 | 501,0 | 668,0 | 835,0 | 1670,0 |
Разница (руб./мес.) | Объем потребления (кВт.ч / мес.) | |||||
50 | 100 | 150 | 200 | 250 | 500 | |
Владимирская область | 0,0 | 32,5 | 65,0 | 97,5 | 130,0 | 292,5 |
Забайкальский край | 0,0 | 52,5 | 127,5 | 202,5 | 277,5 | 652,5 |
Красноярский край | 0,0 | 0,0 | 45,6 | 102,6 | 159,6 | 444,6 |
Нижегородская область | 0,0 | 106,0 | 212,0 | 318,0 | 424,0 | 954,0 |
Орловская область | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 7,2 | 43,4 | 224,4 |
Ростовская область | 0,0 | 32,5 | 65,0 | 97,5 | 130,0 | 292,5 |
Оценочный процент, на который благодаря введению социальной нормы удалось сократить величину перекрестного субсидирования в 2013 году в четырех регионах (где социальный тариф действовал на протяжении всего 2013 года) составляет от 5 до 15 %.
Второй положительный эффект, который должна нести социальная норма – это повышение энергоэффективно
Из этих цифр напрашивается вывод о том, что российский потребитель относится к электрической энергии как минимум разумно. Однако, никто в современном мире не будет спорить с тем, что экономное отношение к электричеству есть добро, как минимум в экологическом смысле.
Основные сложности перехода на платежи для населения с учетом социальной нормы связаны с негативным отношением к этому вопросу, сложившимся в обществе, а также с дополнительными расходами, которые понесут сбытовые компании в результате увеличения их расчетно-учетны
Ответ на главный электрический вопрос, будоражащий второй год умы простых граждан: «Что такое 50 или 190 кВт.ч в месяц и можно ли на них прожить?» — представлен ниже.
Например, 50 кВт.ч в месяц – это:
- 1 месяц круглосуточной работы холодильника;
- 10 часов работы на компьютере;
- 30 раз вскипятить чайник;
- 10 часов работы телевизора (посмотреть 6 фильмов);
- 1 стирка;
- 60 часов работы энергосберегающе
й лампочки; - 4 раза пропылесосить;
- 1 раз погладить;
- 30 раз зарядить телефон.
190 кВт.ч в месяц – это уже существенно больше:
- 1 месяц круглосуточной работы холодильника;
- 120 часов работы на компьютере;
- 240 раз вскипятить чайник;
- 15 раз помыть посуду в посудомоечной машине;
- 90 часов работы телевизора (посмотреть 50 фильмов);
- 8 стирок;
- 960 часов работы энергосберегающе
й лампочки; - 1 месяц круглосуточной работы Wi-Fi роутера;
- 30 раз воспользоваться микроволновкой;
- 30 раз воспользоваться феном;
- 8 раз пропылесосить;
- 4 раза погладить;
- 30 раз зарядить телефон.
Мировой опыт
Многоступенчатые тарифные планы в разных странах мира вводятся по двум основным причинам: поддержка социально уязвимых слоев населения и поощрение энергосбережения
Индия
Цены на электричество для населения в Индии одни из самых низких в мире. Ситуация в сфере тарифообразовани
- потребление до 25 кВт.ч в месяц – 4,12 рупий/кВт.ч;
- потребление от 26 до 60 кВт.ч в месяц – 4,56 рупий/кВт.ч;
- потребление от 61 до 100 кВт.ч в месяц – 5,53 рупий/кВт.ч;
- потребление от 101 до 150 кВт.ч в месяц – 6,28 рупий/кВт.ч;
- потребление от 151 до 300 кВт.ч в месяц – 6,41 рупий/кВт.ч.
А в Дели тарифы для бытовых потребителей не так детализированы: потребляющие до 200 кВт.ч/месяц платят 3,9 рупий/кВт.ч, от 201 до 400 кВт.ч/месяц – 5,8 рупий/кВт.ч.
Наряду с многоступенчатой системой тарификации на электричество в Индии применяются схемы субсидий гражданам страны для компенсации части затрат на электроэнергию. Так, например, в Дели месяцы потребления подразделяются на «пиковые» и «непиковые». Май, июнь, июль, август, декабрь и январь относятся к «пиковым» месяцам. Условием получения субсидии является потребление в «пиковые» месяцы не более 200 кВт.ч электроэнергии, а в «непиковые» — 150 кВт.ч. Потребители, удовлетворяющие этим условиям, платят за кВт.ч на одну рупию меньше.
Бельгия
Цена на электроэнергию в Бельгии одна из самых высоких в Европе. Правительство Бельгийского региона Валлон анонсировало в 2013 году запуск с января 2014 года механизма прогрессивного ценообразования на электрическую энергию, с целью «сделать ценообразование в электроэнергетик
Подводя итог
Социальная норма – не новшество ни в России, ни в мире. Введение социальной нормы потребления электроэнергии в России, в условиях, когда население не платит за электричество реальной его стоимости, обосновано, и вводя ее необходимо помнить о цели этого введения, а именно уменьшении перекрестного субсидирования. Одновременно нельзя допустить и резкого увеличения цены для социально уязвимых потребителей. Добиться этого можно путем детализации величины социальной нормы в рамках каждого из регионов для различных подкатегорий бытовых потребителей. Кроме того, обрастание легендами и мифами вопроса социальной нормы, говорит о том, насколько важно проводить с населением разъяснительную работу о сложившийся в электроэнергетич
Автор статьи: Палис Дарья Валерьевна, к.т.н., руководитель проекта Мировая база цен и тарифов, Институт системного мониторинга
Статья опубликована в журнале «ЭнергоРынок» №3, 2014