Вопросы развития и повышения эффективности функционирования жилищно-коммунального хозяйства в нашей стране традиционно вызывают жаркие споры. Все чаще данные споры завершаются убеждением в необходимости привлечения инвестиций в сферу ЖКХ. Основная формула формирования привлекательного инвестиционного климата сколько проста, столько и сложна в реализации: чем более прозрачным и обоснованным будет становиться процесс осуществления инвестиционных проектов, тем больший объем инвестиций будет привлечен в данную сферу. Безусловно, есть нюансы. О них, а также о проблемах отрасли ЖКХ и инвестирования в нее мы и поговорим.
Но сначала попытаемся ответить на злободневный вопрос о целесообразности перехода на прямые расчеты с населением, минуя управляющие компании и прочих посредников. Именно такую схему работы сегодня предлагает ряд теплоэнергетических компаний. Как они утверждают, это должно благоприятно повлиять на платежную дисциплину потребителей. Отмечу, что речь идет именно о теплоснабжении. Возникает вопрос, действительно ли существует потребность в прямых договорах с потребителями и насколько они могут быть эффективны для решения долговой проблемы? На первый взгляд кажется, что желание отказаться от посредников весьма перспективное: управляющие компании больше не смогут повлиять на денежный поток от каждой квартиры до поставщика теплоэнергии, и это приведет к уменьшению дебиторской задолженности у ресурсоснабжающих организаций. То есть для ресурсника – это «плюс». Для владельца самой квартиры, в принципе, тоже особой разницы нет. В целом не имеет значения, чьи реквизиты будут написаны в квитанции. Разве что, квитанций этих станет не одна, а две, ведь сумма не увеличится. Зато, есть потенциальная возможность сэкономить, а если и не экономить, то платить по фактическому потреблению.
Однако когда мы вспомним, что говорим именно о теплоснабжении, то открываются некоторые неоднозначные моменты. Во-первых, это приборы учета. Сейчас более-менее распространены общедомовые приборы учета тепловой энергии, которые считают то количества тепла, которое потребил весь дом: и жильцы, и общие территории. Именно по показаниям этого общедомового прибора учета и идет расчет между организацией, производящей теплоэнергию, и управляющей компанией. Установка индивидуальных приборов учета в квартирах возможна только в многоквартирных домах с горизонтальной (поквартирной) разводкой систем отопления. Поэтому, в отличие от похожей ситуации с электроэнергией, рассчитываться владелец квартиры с ресурсоснабжающей организацией в большинстве случаев будет по нормативу, что сведет на нет потенциальную экономию.
Во-вторых, остается вопрос с общедомовыми нуждами на тепловую энергию. Управляющей компании все равно придется рассчитывать ее по нормативам или как разницу между показаниями коллективного и индивидуальных приборов учета.
В-третьих, в отличие от того же электроснабжения, не существует теплоснабжающиющих организаций, которые бы занимались только сбытом тепловой энергии, без ее производства или передачи. Поэтому, организациям придется создавать сбытовые подразделения, которые будут заниматься заключением индивидуальных договоров, их сопровождением, выставлением счетов. Либо потребуется заключать договора со сторонними организациями, которые за них эту работу сделают. В любом случае – это затраты, которые в результате лягут в тариф на тепловую энергию и приведет к его росту.
В-четвертых, совершенно точно вырастут затраты на юридические подразделения ресурсоснабжающих организаций. Ведь сейчас у них заключены договора с управляющими компаниями, поэтому в случае возникновения споров, в том числе по неплатежам, достаточно подать исковое заявление на управляющую компанию. А вот если договора будут с потребителями – физическими лицами, то придется судиться с каждым конкретным неплательщиком. Если прикинуть, что у организации 100 000 клиентов – физических лиц, из них 5% являются неплательщиками, то это нужно провести 5 000 судебных процессов. И затраты на это тоже лягут в тариф. В результате может оказаться, что благая попытка снизить издержки путем ликвидации лишних звеньев в цепочке может привести к росту тарифа более значительному, чем потенциальная выгода.
Возвращаясь к особенностям и трудностям повышения эффективности работы сферы ЖКХ в России в целом, стоит отметить, что годовой оборот в сфере ЖКХ превышает четыре триллиона рублей. Стоимость коммунальных услуг для конечного потребителя за последние восемь лет выросла примерно в три раза.
По доле расходов на оплату коммунальной инфраструктуры наша страна входит в пятерку лидеров с совокупным платежом чуть более 10% от уровня доходов. При этом процент износа основных фондов и аварийность остаются крайне высокими, эффективность и качество оказания коммунальных услуг — низкими. Несомненно, для развития сферы ЖКХ требуется привлечение инвестиций.
Однако инвестирование в сферу ЖКХ сталкивается с комплексом трудностей, в том числе ментального характера. Приведем несколько примеров. Так, в одной не-далекой-от-столицы-области все начиналось вполне оптимистично: при содействии региональных властей удалось договориться с оператором котельной, в планируемые сроки выполнить модернизацию оборудования за счет средств иностранного инвестора, согласовать уровень тарифа на ближайшие пять лет, который позволял бы вернуть эти инвестиции. К слову, тариф для конечного потребителя при этом не менялся: экономия достигалась за счет установки нового, более экономичного оборудования. Закончилась эта позитивная для нашего коммунального комплекса история меньше чем через год, когда исполняя команду «сверху» руководитель регионального органа регулирования был вынужден снизить тариф до уровня, при котором возврат инвестиций наступал не раньше, чем через 20 лет. В ответ на вопросы со стороны иностранцев: «Как такое может быть?» и «Мы же договаривались о других условиях», — руководителю «РЭКа» оставалось только пожимать плечами.
Есть и другой пример, иллюстрирующий особенности работы в сфере ЖКХ в нашей стране. Так, глава региона, расположенного в Центральной России, принимает решение о сокращении тарифа для теплоснабжающей организации. В очередной тарифной заявке «вырезается» сумма, затраченная на модернизацию собственного оборудования. Сумма не очень большая — 1,5 миллиона рублей: для населения это отразилось бы снижением тарифа менее чем на копейку, хотя эти расходы позволяли повысить эффективность работы оборудования, а значит на следующем шаге привести к экономии понятного размера средств и к снижению тарифа. Но губернатор считает, что платежи граждан сегодня важнее эффективности теплоснабжения завтра.
Совокупность таких «традиций», ставших уже негласными нормами, плюс отсутствие поддержки инвестора на уровне законодательства, приводят к неутешительной ситуации с инвестиционным климатом в коммунальной сфере.
Есть и положительные примеры повышения эффективности работы в сфере в ЖКХ в регионах. К примеру, в Региональной службе по тарифам ХМАО-Югры с осени 2011 года используется новый способ анализа затрат регулируемых организаций сферы ЖКХ – «метод индикаторов-нормативов». Также с 2010 года происходит поэтапное внедрение Единой информационной аналитической системы «ФСТ России – РЭК – Субъекты регулирования» (ЕИАС ФСТ России). С начала применения новой технологической платформы, потребителями услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения было сэкономлено около 700 млн руб. Поясним, что способ анализа затрат по «индикаторам-нормативам» заключается в сравнении затрат конкретной организации с лучшими показателями по региону, после чего подготавливается индивидуальный план повышения эффективности и снижения затрат для каждой организации. Таким образом, комплекс мер в ХМАО позволил: сэкономить значительные бюджеты; определить стратегические цели, достижение которых повысит эффективность работы регулятора и регулируемых организаций сферы ЖКХ; отранжировать все организации ЖКХ ХМАО и сравнить эффективность их работы; выявить проблемы, препятствующие повышению качества услуг предприятий ЖКХ. Что еще более важно – потребители, в результате, будут защищены от переплаты за услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Тем не менее, ситуация в области совершенствования работы сферы ЖКХ и привлечения в нее инвестиций остается сложной. Для преодоления сложившихся проблем необходимо активно и всесторонне привлекать инвестиции и оказывать сопровождение инвестиционных проектов в сфере ЖКХ. Данный процесс в России запущен и развивается. Помогает в частности принятие ряда постановлений о раскрытии информации в электроэнергетике и ЖКХ, начиная с 2004 года. Анализ данных открытых источников показывал и демонстрирует до сих пор существенную разницу в уровнях тарифов в одном и том же регионе.
Наличие таких различий в уровне тарифов также свидетельствует о необходимости привлечения инвестиций. Алгоритм определения «объектов», которые особенно требуют инвестиций, прост. Сначала ведется поиск данных о тарифах, значительно превышающих средний уровень. Затем определяется квалификация этого отклонения как ошибка данных или как инвестиционный сигнал, показывающий, что есть возможность для поиска более эффективного решения. В последнем случае запускается специально разработанная процедура оценки возможности реализации проекта. Если все благополучно — запускается сам проект. В России уже были реализованы и осуществляются проекты по замене устаревшего оборудования небольших котельных на современные газовые котлы, дающие возможность снизить реальные расходы на производство одной гигакалории тепла до десяти раз.
Немаловажно и заниматься продвижением технологических инноваций в коммунальный сектор: популяризировать передовые решения, распространять объективную информацию и «истории успеха», формировать базы добросовестных поставщиков. Стратегическая задача заключается в формировании реального рынка инновационных разработок в инфраструктурной сфере.
Нельзя не упомянуть еще об одной российской новации, направленной на улучшение инвестклимата в инфраструктурном секторе. Ей является создание Федеральной системы регистрации регуляторных контрактов. Замысел проекта заключается в защите интересов инвестора, когда оператор инфраструктурного объекта, инвесторы и органы власти размещают в единой информационной системе копии контрактов и инвестиционных программ с обосновывающими документами для гарантии соблюдения договоренностей в будущем. Механизм частично похож на регистратора в сфере обращения ценных бумаг. В настоящий момент прорабатываются юридические основания и организационные контуры данного проекта.
Еще одной любопытной российской разработкой является интернет-ресурс Мировая база цен и тарифов (www.worldtariff.pro), который открыт в декабре 2013 года. Это свод актуальных мировых цен на электроэнергию, отопление, водоснабжение (водоотведение), вывоз твердых бытовых отходов и услуги связи, содержащий помимо ценовых диапазонов на указанные услуги, совокупность технической, финансовой и социальной информации, разъясняющей величину и динамику тарифов. Сегодня сайт аккумулирует данные по электроэнергетике, но разработчики уже проработали концепцию по интеграции комплексной информации, касающейся тарифов на тепло- и водоснабжение. Разделы интернет-ресурса WTP-тепло и WTP-вода планируется запустить в первом полугодии 2014 года.
Итак, что же должно измениться во внешней среде для улучшения инвестиционного климата в инфраструктурном секторе и ЖКХ? Во-первых, необходимо завершить переход к долгосрочному регулированию, который реализуется в ряде нормативных актов федерального уровня. При этом нужно понимать, что в целом долгосрочное регулирование было возможно и ранее, но решение вопроса отдавалось на усмотрение регионов. Для завершения внедрения долгосрочного регулирования требуется не только возможность установить долгосрочные цифры, но и ввести долгосрочные методики и процедуры. Важно позволить участникам инвестиционного процесса реагировать не неизбежные изменения внешних условий согласно заранее оговоренным правилам, договариваться о действиях при том или ином варианте развития событий.
Во-вторых, важно осуществить переход на государственном уровне к оценке качества тарифного решения и качества работы регулятора на основании показателей инвестиционного климата. Зачастую сегодня для регулятора первостепенное значение имеет выполнение предельных индексов и задач по экономии, поставленных со стороны региональной власти. Способствовать позитивным изменениям в инвестиционной составляющей будет переключение внимания регулятора со «сдерживания тарифов» на достижение качественных изменений среды, роста объема инвестиций, улучшение показателей эффективности.
В-третьих, улучшение инвестиционного климата напрямую зависит от наличия надежных механизмов защиты интересов инвестора через развитие практики применения регуляторных контрактов. Речь идет о договоре между инвестором, оператором или собственником объекта инфраструктуры и регулятором о правилах взаимодействия в рамках реализации программы повышения эффективности или программы энергосбережения данного предприятия. Стороны берут на себя определенные обязательства, необходимые для успешной реализации инвестиционного проекта. Достигается соглашение о размерах и направлении инвестиций, плане осуществления инвестпроекта, величине тарифов, а так же о действиях и ответственности сторон в случае, если проект развивается по отличному от базового сценарию.
Наконец, рассмотрим финальную, но важнейшую по значению составляющую благоприятного инвестклимата. Данные о деятельности всех инфраструктурных организаций (имеющих признак монополии или нет) должны публиковаться и быть доступными любому желающему с помощью нескольких кликов «мышью». Задача государства — обеспечить полноту и достоверность раскрытия информации со стороны инфраструктуры. Ключевой эффект повышения эффективности работы инфраструктуры с применением открытых данных достигается при сравнении деятельности различных предприятий в похожих климатических и экономических условиях. Здесь на помощь приходят современные аналитические инструменты, позволяющие понять направления снижения издержек или повышения эффективности, а так же делают возможным регулирование методом аналогов.
Авторы статьи:
Антон Воропаев, исполнительный директор Фонда развития инфраструктуры
Айрат Гиниятуллин, руководитель региональных проектов Института системного мониторинга
Статья опубликована в журнале «ЭнергоРынок» №2, 2014
ЖКХ, к сожалению, как было «черной дырой», так пока и остается. Есть какие то подвижки в положительную сторону, но коренного перелома нет пока.
Полностью с вами согласен. Несмотря на подвижки по-прежнему нет нормального контроля как за расходованием средств, так и за качеством работ. ЖКХ — это золотая жила с почти безграничными возможностями для «зарабатывания» денег.